
Причины и способы устранения дайверской паники. Часть №3
То, как люди говорят и думают о стрессовых событиях, влияет на их реакцию на будущие раздражители. Язык способен отключать осознание и, следовательно, вызывать тонкие формы избегания, которые могут способствовать возникновению паники в будущем. Люди обладают удивительной способностью создавать мысленные представления из словесных знаний. Слова и истории создают версии объектов и событий в уме без необходимости прямого опыта, активируя знания, воспоминания и эмоции в ответ на личный символизм. Эта способность чрезвычайно полезна. Он может поддерживать ситуационную осведомленность и улучшать планирование погружений, а также указывать осуществимые решения, такие как отработка потенциальных сценариев. Однако склонность языка создавать ментальные представления и пробуждать неврологические сети может быть проблематичной. Человеческий разум может создать воображаемую мысленную конструкцию об одном слове. Остановитесь на мгновение и посмотрите, что ваш разум делает с этими тремя буквами: DCI. Три буквы, ряд пикселей на вашем экране — но создают ли они для вас образ? История? Связь с предыдущими воспоминаниями? Попробуйте OOG (без газа), CESA (контролируемое экстренное плавание), AGE (артериальная газовая эмболия) и CAGE (церебральная артериальная газовая эмболия). Это просто буквы. Но слова — это символы, которые стимулируют вербальные сети в мозгу, пробуждая при этом эмоции и телесные ощущения. Мы реагируем на наши мысли почти так, как если бы они были физически осязаемы. Размышление о прошлом происшествии или воображение будущей катастрофы может вызвать столько же (или даже больше) страданий, чем событие, происходящее в реальности. Дайверы, пережившие панику под водой или сознательно избегающие ее, могут вызывать крайне неприятные психические и телесные реакции (часто даже не входя в воду!). Эти реакции неприятны, нежелательны и могут вызывать эмпирическое избегание только с помощью языка , запутывающего поведения и подтверждая тревоги.
Борьба с языком Теория реляционных фреймов (RFT) доктора Стивена Хейса, клинического психолога, исследует связи между человеческим языком и поведением. RFT помогает объяснить роль вербального поведения в психологических расстройствах, таких как тревога, депрессия и панические расстройства. RFT описывает мысли и действия человека в ответ на вербальные стимулы. Эта сложная теория описывает эволюцию паники во всех ситуациях, включая дайвинг. RFT — это то, как люди создают рамки отношений между понятиями, используя слова. Например, если человек нырнул на 37 м/121 фут утром в месте А, а максимальная глубина послеобеденного погружения в месте В составляет 25 метров/82 фута, они обнаружат взаимосвязь между этими двумя местами погружения: А глубже чем B, а B мельче, чем A. Это реляционная рамка, где имена сайтов A и B могут быть словесными символами глубокого и мелкого. Если третий вариант предлагается для участка, который мельче, чем участок A, и глубже, чем участок B, участок C устанавливает треугольную рамку. Такие реляционные фреймы предоставляют полезную информацию для планирования погружения.
Но что происходит, когда к этому добавляются дискомфорт или травма? Если человек без истории тревоги или паники совершает свое первое погружение на глубину 35 м/114 футов и попадает в аварию — возможно, он случайно поднимает ил и теряет видимость — сочетание психологического стресса и физического воздействия плотности газа вызывает тревогу, но им удается справиться с ситуацией. Их следующее погружение запланировано на глубину 40 м/130 футов. Есть шанс, что услышав глубину, они вызовут реакцию организма на стресс. Этот стресс является реакцией на вербальные раздражители — на слова «40 метров». Почему? В предыдущем опыте была создана реляционная структура: 35 метров = глубина = паника = «Я чуть не умер». Наш реляционный фрейм мелкого/глубокого затем автоматически соединяется с другим реляционным фреймом: лучше/хуже. Если 35 м = паника, то 40 м = паника похуже! Плохая видимость также может повлиять на этот кадр; дайвер может научиться сильно реагировать на плохую видимость через ассоциацию с паникой при первом погружении. Теперь дайвер испытывает предвосхищающее беспокойство по поводу события в будущем, которое существует только в его уме в виде словесных стимулов. Отчасти это связано с тем, что реляционные фреймы являются двунаправленными. Во время обучения инструктор показывает ученику предмет, например компенсатор плавучести, и говорит, как он называется. Они видят объект, слышат слово и понимают, что объект известен этим словом. Но это явление взаимно. Сразу же, когда учащегося просят надеть BCD, он может сделать вывод о значении слова: если объект называется BCD, то слово BCD должно означать этот объект. Этот процесс является автоматическим, неостановимым и необратимым, поэтому использование языка для избавления от беспокойства может стать проблемой. Каковы неустановленные обратные значения каждого приведенного ниже утверждения?